Начинаем с резервирования Все изменения настроек ПК начинаются с
создания резервных копий данных. Чтобы задать точку восстановления в
XP, выберите «Пуск•Программы (или «Все программы»)•
Стандартные•Служебные•Восстановление системы», потом укажите опцию
«Создать точку восстановления», щелкните на кнопке «Далее» и следуйте
указаниям программы-мастера. В Vista укажите опции «Пуск•Программы (или
«Все программы»)•Обслуживание (Maintenance)•Центр архивации и
восстановления (Backup and Restore Center)», выделите опцию «Создание
точки восстановления и настройка параметров», выберите
«Восстановление...», щелкните на кнопке «Далее» и следуйте экранным
инструкциям.
Предусмотренная в Vista функция Complete PC Backup («Архивация Complete
PC Windows») создает своего рода моментальный снимок приложений,
параметров и файлов данных. Если (или, что хуже, когда) в дальнейшем
оборудование откажет, вы сможете восстановить всю систему, а не только
свои файлы. (Обратите внимание, однако, что в версиях Vista Home Basic
и Vista Premium функция Complete PC Backup недоступна).
Для создания полной резервной копии ПК надо щелкнуть на кнопке «Пуск» и
выбрать «Панель управления» (или «Пуск•Настройка•Панель управления» в
классическом меню «Пуск»)•Резервное копирование данных компьютера» (или
дважды щелкнуть на позиции «Центр архивации и восстановления» в случае
классического меню «Пуск»). Задайте опцию «Архивировать компьютер» и
выполните предписанные действия. Я рекомендую создавать резервную копию
такого рода по меньшей мере раз в месяц, если вы работаете на
компьютере, и как минимум дважды в год независимо от того, насколько
часто вы вообще им пользуетесь
Избавляемся от ненужной автозагрузки
Всякий раз, когда вы запускаете ПК, в фоновом режиме начинают работать
различные службы и программы, причем зачастую без вашего ведома. По
большей части эти программы и службы действительно необходимы — таковы,
например, брандмауэр и антивирусное ПО. Но есть и другие, вроде
приложений для обмена мгновенными сообщениями, которые ничего
актуального не делают, а только транжирят системные ресурсы и замедляют
работу ПК. Наиболее простой способ избавиться от приложений подобного
рода заключается в том, чтобы воспользоваться утилитой настройки
системы: укажите «Пуск•Выполнить» (в меню Vista нужно просто выбрать
«Пуск» (Start) и включить команду в графу «Начать поиск»). Введите
msconfig и нажмите на клавишу . Выберите закладку «Автозагрузка», чтобы
увидеть список программ, которые запускаются вместе с Windows.
Выключите функции при тех из них, которые не требуется запускать (рис.
1). После этого щелкните на закладке «Службы» для получения доступа к
списку служб, работающих в вашей системе. Сайт Process Library
(www.processlibrary.com) предложит описание тысяч служб и программ, а
также сообщит, являются ли они необходимыми
Следим за производительностью
Счетчики утилиты System Monitor («Мониторинг системы») в XP позволяют
заглянуть внутрь многих операций, осуществляемых ПК, однако
расшифровать их показания бывает не так просто (подробнее об
использовании этой утилиты можно прочесть по адресу
find.pcworld.com/56254). Для запуска программы укажите
«Пуск•Выполнить», введите perfmon и нажмите <Enter>. Чтобы
увидеть больше параметров производительности, выберите позицию
«Системный монитор» (System Monitor) на левой створке окна и щелкните
на знаке «плюс» на панели инструментов справа.
Входящая в состав Vista утилита «Надежность и производительность»
(Reliability and Performance Monitor) значительно усовершенствована по
сравнению с утилитой System Monitor из XP. Щелкните на кнопке «Пуск»
(или задайте «Пуск• Выполнить» в классическом меню «Пуск»), введите
perfmon и нажмите <Enter> для раскрытия экрана мониторинга.
Наиболее полезная функция новой утилиты — Resource Overview («Обзор
ресурсов»), обеспечивающая графическое отображение использования ЦПУ,
диска, сети и памяти, равно как и статистику их применения ранее (см.
врезку «Лучшие новые инструменты Vista»). Например, в разделе «ЦПУ»
можно увидеть отображение работы каждой службы и каждого приложения, а
также узнать, как они пользуются ЦПУ и сколько потоков (тредов)
применяют.
Щелкнув на позиции Reliability Monitor («Монитор стабильности системы»)
на левой створке окна обсуждаемой утилиты, вы получите доступ к
дневнику стабильности своей машины, включающему детальный список всех
системных отказов, а также аппаратных и программных сбоев. А еще данный
инструмент вычисляет общий индекс надежности, ежедневно обновляющийся,
чтобы зафиксировать отказы вашей системы или приложений, если таковые
случались
Восстанавливаем файлы с помощью теневых копий
Еще одна из любимых мною новых функций Vista Ultimate and Business —
это теневое копирование (Shadow Copies), позволяющее автоматически
создавать резервные копии файлов и с легкостью восстанавливать их
предшествующие версии, если файлы были испорчены. Для возврата к
предыдущей версии файла достаточно открыть Проводник, щелкнуть на имени
нужного файла правой кнопкой мыши и выбрать опцию «Восстановить прежнюю
версию» (Restore previous options). Щелкните на той или иной версии из
появившегося списка и откройте ее.
О данной функции нужно знать следующее. Во-первых, Vista не
поддерживает теневую копию каждого из тех файлов, которые вы открывали.
Вместо этого она генерирует теневую копию всякий раз, когда создает
точку восстановления. Во-вторых, отдельные из версий, входящих в
список, могли образоваться при использовании программы полного
резервирования ПК.
Изменяем приписывание программ файлам
По умолчанию Windows связывает файлы определенных типов с конкретными
программами: когда вы дважды щелкаете на имени файла, его раскрывает та
или иная заранее указанная программа. Однако почему нужно рабски
следовать соответствию, заданному в Windows? Чтобы изменить программу,
связанную в XP или Vista с определенным типом файлов, требуется
щелкнуть на файле данного типа в Проводнике и выбрать опцию «Открыть с
помощью» для вызова списка программ, способных работать с такими
файлами. Укажите позицию «Выбрать программу». В раскрывшемся диалоговом
окне щелкните на имени той программы, которую вы хотите сделать
используемой по умолчанию, включите опцию «Использовать выбранную
программу для всех файлов такого типа» и затем щелкните на OK. Если в
списке таковой не окажется, то нажмите кнопку «Обзор...», найдите
нужное вам приложение, выберите его и щелкните на OK.
Подключаем ReadyBoost
Один из самых простых и недорогих способов ускорить работу Vista
состоит в том, чтобы подключить функцию ReadyBoost, использующую
флэш-память USB в качестве дополнения ОЗУ вашего компьютера.
Какого же объема «флэшка» подойдет для подкрепления ОЗУ вашего
компьютера? Компания Microsoft рекомендует поддерживать соотношение
между объемами внешней флэш-памяти и системного ОЗУ в интервале от 1:1
до 1:2,5. Например, если объем ОЗУ компьютера равен 512 Мбайт, то в
помощь ОЗУ нужно покупать «флэшку» объемом от 512 Мбайт до 1,25 Гбайт.
Следовательно, в системе, оснащенной 1-Гбайт ОЗУ, должна применяться
«флэшка» объемом от 1 до 2,5 Гбайт.
Хитрость здесь заключается в необходимости заранее убедиться в том, что
приобретаемая флэш-память годится для работы с ReadyBoost. Узнать
минимальные требования и получить прочие сведения об этой функции можно
по адресу find.pcworld.com/56358, а прежде чем покупать ту или иную
конкретную флэш-память, поищите в Интернете информацию о том, была ли
она протестирована на работу с ReadyBoost.
Чтобы использовать ReadyBoost, сперва подключите «флэшку» к какому-либо
порту USB и выберите на появившемся экране опцию «Ускорить работу
системы» (Speed up my system). На следующем экране укажите
«Использовать это устройство» (Use this device) и щелкните на OK. На
закладке ReadyBoost в диалоговом окне свойств устройства вы можете либо
принять тот объем памяти, который Vista предлагает резервировать для
данного инструмента, либо заменить его предпочтительной для вас
величиной с помощью экранных бегунков (см. врезку «Лучшие новые
инструменты Vista»
Легко управляем разделами
Имеющаяся в составе Vista утилита для работы с разделами диска
позволяет с легкостью создавать их и удалять, изменять их размер и
форматировать. Чтобы получить доступ к этим инструментам, нужно выбрать
«Пуск•Панель управления (или «Пуск• Настройка•Панель управления» в
классическом меню «Пуск») •Система и ее обслуживание (System and
Maintenance)» и в разделе «Администрирование» (Administrative tools)
задать опцию «Создание и форматирование разделов жесткого диска»
(Create and format hard disk partitions). (При использовании вида по
категориям дважды щелкните на значке «Администрирование» и выберите
опцию «Управление дисками» (Disk Management) из перечня на левой
створке окна.) Получить доступ к имеющимся опциям обслуживания поможет
меню «Управление дисками» (Disk Management) в позиции «Действия»
(Actions) на левой створке. Можно также щелкнуть правой кнопкой на
существующем разделе и выбрать нужное действие из появившегося меню.
При использовании XP лучший выбор для управления разделами жесткого
диска заключается в применении какой-либо программы стороннего
производителя, например утилиты Partition Expert компании Acronis
(find.pcworld.com/56255).
Создаем отчет о результатах диагностики
Встроенный в Vista программный инструмент для поиска неисправностей
сканирует ПК, идентифицирует проблемы и создает отчет о результатах
диагностики, дополненный предложениями относительно устранения
неисправностей.
Чтобы воспользоваться этим инструментом, укажите «Пуск•Панель
управления (или «Пуск•Настройка•Панель управления» в классическом меню
«Пуск»)• Система и ее обслуживание (System and Maintenance)•Счетчики и
средства производительности (Performance Information and Tools)•
Дополнительные инструменты (Advanced tools) •Создать отчет о
работоспособности системы (Generate a system health report)». При
использовании вида по категориям нужно сначала дважды щелкнуть на
значке «Счетчики и средства производительности» (Performance
Information and Tools)», а затем на «Дополнительные инструменты»
(Advanced tools)•Создать отчет о работоспособности системы (Generate a
system health report)». Утилите диагностики системы понадобится
проработать примерно 1 мин, прежде чем она выдаст отчет
|